Культурная среда как важный фактор успешной деятельности предприятияИсследуя проблемы межкультурного менеджмента, необходимо использовать понятие “культура”. Антропологи определяют культуру как “комплексное целое, которое охватывает знание, религию, искусство, право, мораль, обычаи, традиции и любые навыки и привычки, которых приобрел человек как член общества”.

Культура с точки зрения общих ценностей, которые разделяет определенное общество, – элемент среды, которая не поддается влиянию. В собственной культурной среде эти ценности руководят деятельностью людей. Альтернативы, как правило, не заметные, а культура воспринимается как что-то естественное и привычное. Граждане определенной страны преимущественно не осознают своих культурных особенностей и в собственной культурной среде они практически не задумываются над своей культурной принадлежностью.

Но в межкультурных ситуациях они встречаются с партнерами, чье поведение и мышление определены влиянием других культур. Таким образом, в действиях, интерпретации и оценках можно часто проследить несоответствия, то есть поведение представителей разных культур неадекватно ситуации, что наносит вред предпринимательству и тормозит развитие деятельности. Таким образом, культурную среду как важный фактор успешной деятельности предприятия руководство осознает лишь во время развертывания его международной деятельности и предоставляет ему особенного значения.

Значительное влияние культура имеет на межличностное взаимодействие, которое является важным для обеспечения оперативности в деятельности предприятия. Дать определение понятию “культура” очень сложно, потому что ее изучением прямо или опосредствовано занимаются разные науки. В зависимости от сферы исследования научные работники определяют цель и, соответственно, дают определение. Анализируя научные источники, антропологи А. Кребер и С. Клакхон уже в начале 50-х г. ХХ в. выявили 164 толкования понятия “культура”

В то же время исследователь В. Келлер определяет понятие “культура” с учетом разных характеристик. Среди них, в частности, такие:

  • культуру создали люди. Она – результат коллективных общественных действий и мышления отдельных личностей;
  • культура – социальный феномен;
  • культуру познают и передают с помощью символов;
  • культура – инструмент адаптации к определенной среде;
  • культура в течение длительного времени способна изменяться и приобретать новые черты и характеристики.

В научной литературе приведено много определений и характеристик культуры разных ученых.

Концепции культуры выдвинуты известными учеными:

А. Кребер и С. Клакхонон – накопленные ценности, идеи и другие символические системы, которые формируют поведение.

Бэкер и Гирир – набор общих знаков и символов соглашений, выраженных в языке.

Дж. ван Манен и И. Шейнин – ценности, взгляды и представления, которые разделяют представители определенного сообщества.

М. Шварц и Д. Йордонон – модели взглядов и убеждений, которые разделяют члены определенного сообщества, которые формируют нормы, которые признают поведение всего обществава.

Г. Хофстетеде – коллективное программирование мышления людей, на основе которого можно отличить членов одной группы от другой.

М. Луисис – три аспекта культуры:

  • система материальных и духовных ценностей;
  • их значение и влияние на развитие общества;
  • сообщество, которое их создало.

И. Холл и М. Холллл – истема создания, передачи, сохранения и обработки накопленной информации.

П. Харрис и Р. Моранан – способность людей к адаптации при разных обстоятельствах и передача этой способности и накопленных знаний следующим поколениямям.

Известный голландский ученый Г. Хофстеде определяет культуру как особенную для сообщества, коллективно созданную систему ценностей, которые разделяют ее члены. Он считает, что культура – коллективное программирование мышления людей, на основе которого можно отличить членов одной группы от другой. В большинстве теорий межкультурного менеджмента взято за основу именно это определение.