Сдача налоговой отчетности в 2014 году. Что изменилось? Для любого бухгалтера помимо ведения учета на предприятии сдача отчетности в контролирующие органы – это тот вид деятельности, который забирает почти все рабочее время. Эта тенденция прослеживалась много лет. До введения автоматизации в систему учета и сдачи отчетности для сведения информации воедино не всегда даже хватало рабочего времени. Но прогресс не стоит на месте. Со временем стали появляться автоматизированные системы, которые помимо того, что помогли сильно ускорить работы, еще и увеличили ее качество благодаря сведению к минимуму человечески фактор допуска ошибок.

Если рассмотреть процесс сдачи отчетности в Украине, то вначале все отчеты приносили на бумаге, их заполняли инспектора, после этого они попадали в базу контролирующего органа. Базы не были централизованы, у каждой административной единицы была своя база. Проблемы возникали, когда налогоплательщик приносил сдавать отчеты с большим количеством данных. Такие ситуации возникали, когда у фирмы было много сотрудников или много контрагентов. Процесс сдачи в это время очень сильно затягивался.

Затем были разработаны программы, которые давали возможность сохранять отчеты в электронном виде с последующим копированием их на сменные носители. Вначале в роли сменных носителей выступали дискеты. Это в какой-то степени упрощало процесс сдачи отчетности, так как не приходилось набирать вручную большие массивы информации. Однако, все равно это занимало продолжительное время, и очень часто очередей нельзя было избежать.

Потом настал момент, когда впервые появилась возможность сдавать отчеты по интернету. Вначале много чего было не продумано. К примеру, секретные ключи, которыми подписывались отчеты в электронном виде, не были сертифицированы. Естественно, с точки зрения безопасности здесь была огромная недоработка.

Со временем ошибки были учтены – был принят единый стандарт электронного документа, появились сертификационные центры, которые давали право подписывать и отправлять отчеты с помощью сертифицированных секретных ключей. Однако эти центры были платные.

Для полного упрощения сдачи отчетности по интернету был открыт бесплатный центр сертификации от самой налоговой. Это дало возможность любому предпринимателю получить подобные ключи абсолютно бесплатно. Также была разработана бесплатная программа, в которой можно было формировать налоговую отчетность.

В последнее время во всем мире прослеживается тенденция перехода на облачные технологии и программы, которые работают по принципу SaaS. Эти инновации не обошли и налоговую службу. Налоговая разработала онлайн-сервис «Электронный кабинет плательщика налогов», в котором с помощью бесплатных ключей можно создавать, подписывать и отправлять любую налоговую отчетность в соответствующий контролирующий орган. Отчеты напрямую попадают в централизованную базу налоговой системы. Также в режиме онлайн можно получить всевозможные справки, за которыми ранее нужно было идти к инспектору.

Таким образом, к 2014 году были созданы для налогоплательщиков все условия, чтобы бесплатно и без очередей сдать любой отчет и получить справки или выписки.