Причина отсталости отечественных реформ в сравнении с западными соседямиПричина отсталости отечественных реформ в сравнении с нашими западными соседями в том, что в ряде стран Европы достигнута макроэкономическая стабилизация и высокие темпы экономического роста не благодаря рецептам неолиберальной ортодоксии, а наоборот, в результате отхода от них. Обнаружились достаточно сомнительные основные ее постулаты:

  • о вреде любого государственного вмешательства в распределение ресурсов;
  • о более низкой эффективности государственной собственности в сравнении с частной, а следовательно, и потребность ускоренной массовой приватизации;
  • о любом изменении общего уровня цен как следствие сдвигов в объемах денежной массы.

Отечественные экономисты приводят систематизированные выводы относительно экономической политики в условиях трансформации.

Экономические и политические факторы

  1. Кризисная гипотеза: реформы успешны, когда экономические обстоятельства в стране становятся невыносимыми. Тогда настает беспорядок в ведущих социальных группах, население каждый раз сильнее нажимает на правительство, что бы оно активно действовало.
  2. Внешняя помощь – может быть интеллектуальной или финансовой. Самой важной формой первой есть советы зарубежных специалистов. Материальная помощь – не менее важная, в частности для макроэкономической стабилизации.
  3. Политические обстоятельства – проблема, какие правительства, авторитарные или демократические, являются более благоприятными для совершения экономических реформ. По опыту, результат реформ скорее не зависит от политической системы.
  4. Идеологически правое или левое правительство – вопрос также неоднозначный. Правое правительство имеет поддержку в более богатых классах населения, которые пытаются обеспечить стабильность цен даже ценой повышенной безработицы. Левое правительство поддерживают профессиональные союзы и вообще работники с надеждой на повышение занятости и заработной платы.
  5. Гипотеза «медового месяца»: можно думать, что новое правительство, избранное на платформе экономических реформ, будет иметь на начало хорошие перспективы успеха. Это не однозначно подтверждается опытом реформированных стран.
  6. Солидная политическая база – реформы могут быть введены в результате законодательства. Без поддержки влиятельной политической группы или партии, которая составляет убедительное большинство в парламенте, реформы не будут иметь перспективы.
  7. Разрушенная и дезорганизованная оппозиция – это важно для парламентской победы, но предыдущий пункт важнее.
  8. Социальный консенсус – реформы должны иметь поддержку во всем народе, либо исходя с ожидаемых материальных улучшений, либо с психологических соображений (например, ненависть народа к советскому режиму). Бывают случаи, когда народ сначала не поддерживает реформы, но когда лидер государства достигает хороших результатов, народ пойдет за ним.
  9. Биржа банковского залога — эффективный инструмент для реализации залогового имущества и процветания банковской системы в целом (более детально можно ознакомиться, перейдя по ссылке www.zalog.uub.com.ua/katalog/nedvizhimost/).
  10. Лидер-визионер – для успеха реформ важно, чтобы проводником государства был человек с образом будущего для своей нации. Даже когда бы реформы были сначала непопулярны, их успех или хорошие перспективы успеха привлекут народ на его сторону.

Роль экономистов

  1. Эффективный экономический совет – помощь экономических советников правительству и парламенту в форме исчерпывающего, последовательного и единогласного совета была практически во всех реформированных странах предпосылкой успеха всех реформ.
  2. Присутствие сильного экономиста — сильный экономист на ответственном посту, который занимая высокие политические должности с возможностью принимать самостоятельные решения их реализовывать, почти всегда является очень полезным для успеха реформ.

Некоторые характеристики экономических реформ

  1. Полнота программы реформ – в ней должны быть включены все аспекты экономики, какие нужно изменить и сроки, как быстро нужно ее изменить. Однако даже самая теоретически обоснованная программа должна быть приспособлена к местным условиям.
  2. Политика относительно предвыборных обещаний – касается выбора политика в применении предвыборных обещаний на выборном этапе и риска их невыполнения.
  3. Применение средств массовой информации – не нужно возлагать много надежд на эти средства. Более сильным аргументом для населения являются результаты реформ.
  4. Адаптация оппозиции – не всегда можно оппозицию склонить к экономическим реформам материальной пользой.
  5. Ускорение пользы для поклонников реформ – тактика до определенной меры нечестная. Но с другой стороны, не нужно забывать, что реформы происходят не в какой-нибудь пустоте, а в политическом окружении. Поэтому всегда нужно иметь поддержку влиятельных кругов населения.