Разруха не в сортирахГНАУ и дальше намеревается виртуализировать отношения с налогоплательщиками. Однако произошедший на позапрошлой неделе сбой продемонстрировал, что закончиться это может коллапсом.

В конце июля ГНАУ сделала очередной шаг для стимулирования перехода налогоплательщиков к подаче отчетности в электронном виде. 22 июля в региональные ГНА ушло письмо ГНАУ №19916/7/28-0517 «О введении в эксплуатацию режима работы с договорами в электронном виде». Новый режим предполагает упрощение перехода желающих на подачу отчетности в электронном виде.

В частности, плательщику не нужно будет посещать ГНИ для заключения договора. Такие визиты нередко заканчивались тем, что претендента на подачу отчетности в электронном виде, как водится, отправляли подписывать обходной лист по всем “кругам ада”, включая налоговую милицию.

Налоговые милиционеры в основной своей массе — безусловно, милейшие ребята, однако необходимость сбора ряда подписей и визита к правоохранителям час­тенько остужала желание плательщиков экономить на посещении ГНИ и на бумаге при подаче отчетности. Теперь плательщику достаточно будет получить электронный ключ в аккредитованном центре, а договор можно будет зарегистрировать через web-интерфейс “Информационного портала органов ГНС Украины” в электронном виде.

Однако проблемы подачи электронной отчетности отнюдь не ограничиваются необходимостью заключения договора. 19-20 июля в ГНАУ “обвалился” сервер, через который происходит подача электронной отчетности и который формирует и рассылает квитанции о принятии и обработке отчетности.

В итоге, 21 июля на официальном сайте ГНАУ появилось сообщение, что плательщикам разрешается подать отчетность 21 июля без применения к ним санкций за несвоевременную подачу. Радует, что одним только сообщением дело не ограничилось. В тот же день в региональные ГНА ушло письмо ГНАУ №19683/8/99-3 за подписью и.о. председателя Александра Клименко, в котором указывалось на возможность подачи отчетности в электронном виде 21-го числа.

Конечно, Налоговый кодекс подобных форс-мажоров не предусматривает, трактуя подачу отчетности после отпущенного срока как нарушение.

Но письмо и.о. председателя на тот случай, если у кого-то из налоговиков на местах случится приступ амнезии, это хоть что-то.

Думается, случившееся наглядно продемонстрировало необходимость внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс. Однако предусмотреть в нем можно не только форс-мажор, но и реальные механизмы стимулирования перехода плательщиков на подачу отчетности в электронном виде. Известно, например, что на обработку бумажной отчетности и ввод данных из нее в электронные данные органов ГНС тратится 3-5 дней.

Почему бы на законодательном уровне не предусмотреть увеличение срока для подачи электронной отчетности на те же 3-5 дней? Думается, желающих сразу стало бы больше. В том числе и за счет тех, кто по каким-то причинам не успел в срок подать отчетность в бумажном виде, но потом может заключить договор и подать ее в электронном.

Хуже, что произошедший сбой вряд ли можно назвать случайным, и он наверняка был не последним. Как стало известно БИЗНЕСу, буквально за неделю до форс-мажора из ГНАУ в адрес Минфина ушло письмо №8118/5/28-0216 (кстати, отнюдь не первое по счету и примерно одинакового с прежними содержания. — Ред.), в котором указывалось, что только за последние два года в ведомстве созданы и внедрены 26 информационных систем.

Кроме того, Налоговый кодекс предусматривает функционирование Единого реестра налоговых накладных с постепенным снижением сумм НДС в накладных, подлежащих регистрации в нем: с 1 июля регистрации подлежат накладные, в которых сумма НДС превышает 100 тыс. грн., а уже с 1 января 2012 г. регистрировать нужно будет накладные с суммой НДС, превышающей 10 тыс.грн., что на порядок увеличит объем документо­оборота (впрочем, и в действующих условиях к концу июля в Едином реестре было зарегистрировано около 30 тыс. налоговых накладных).

Дальнейшее же понижение порога регистрации приведет к увеличению информационных массивов до 100 Тб. При этом, как оказалось, деньги на закупку серверного оборудования с 2008 г. не выделялись вовсе! А работающее ныне было приобретено в 2004-2008 гг.! Вообще же объем финансирования развития информационных систем органов ГНС в 2010 г. в 30 раз меньше, чем в 2008 г.

Собственно, не нужно быть большим специалистом в информационных технологиях, чтобы предсказать, к чему приведет описанный сценарий. Тем более что руководство ГНАУ лелеет мечты о создании “горизонтальных мониторингов”, “виртуальных кабинетов” налогоплательщиков и т.п. Коллапс информационной системы органов ГНС может быть грандиозным.

Вполне очевидно, что на управляющих должностях должны находиться только финансово грамотные люди. А для этого нужно разбираться в основных финансовых инструментах инвестирования (таких как бинарные опционы, фьючерсы и акции).

Впрочем, те, кому доводилось бывать в здании центрального аппарата ГНАУ на столичной Львовской площади, 8, видели, что, например, тамошние уборные пребывают в состоянии, возможно, худшем, чем те, о которых Михаил Булгаков писал в “Собачьем сердце”. О каких информационных технологиях речь? Проблема явно шире, и ее точное местонахождение как нельзя лучше описал герой упомянутого романа профессор Преображенский: “Разруха не в сортирах, а в головах”.