Поговорим сегодня о детских игрушках у древних славян.

Хочется отметить, что первые детские игрушки появились несколько тысяч лет назад. Вполне очевидно, что в древние времена игрушки для детей чаще всего изготавливали из самых обычных подручных средств – древесины и глины. Это также доказывают раскопки ученых. Уже в 9 столетии восточно-славянские поселения делали деревянные игрушки, которые называли потешками, не только для развлечения своего ребенка, но и для продажи на больших базарах и ярмарках. Естественно, древние славянские игрушки сильно отличались от современных игрушек и такого разнообразия выбора не было, но на территориях крупнейших торговых центров Киевской Руси в городе Новгороде, в котором собирались купцы из всевозможных стран и городов, потешки, сделанные с дерева, пользовались большим спросом, не уступая в ценности сундукам и расписным ложкам.

Стоит взять на заметку, что самые первые упоминания в исторических документах о потешках появляются лишь в 17 веке. В них сказано, что детям знатных вельмож кнфеты и игрушки в виде коней и птичек привозили с Троице-сергиевского монастыря. Интересный факт- дети бояр и обычных крепостных людей играли потешками, которые были сделаны мастерами в одой и то же мастерской. Если обратиться к записям дворцовых трат, то там упоминаются приобретенные на базаре в Москве игрушки с видом коней и коров, оленей и баранов, лебедей и уток, приобретенных для детей Петра Первого. К тому времени начали появляться и первые комплекты игрушек. Они были не такими яркими и разнообразными, как современные комплекты игрушек, однако весьма уже можно было проследить какие-то сходства с теперешними игрушками.

Стоит отметить, что древнейший вид деревянных русских игрушек называют «панки». Их делали мастера в деревнях севера буквально до начала 20 века. Такое название получилось благодаря слову панг, что обозначает «ствол», потому что игрушки делали из деревянных кусков. Данные игрушки очень были сходны с древними языческими идолами, которые были в почете у северных племен до принятия христианства. Эти игрушки делались по определенному алгоритму, создавая лишь образы птиц, зверей или человеческие формы, но без детализации образов. Подобные игрушки будоражили воображение малышей, развивали их фантазии, с помощью их дети выражали много всяких образов.
В наши дни обычные самодельные игрушки из дерева иногда используются в вальдорфских школах. Их коррекционно-развивающий подход к обучению основан на идеях творческого познания мира и развития духовности.