Выбор аудиторской компанииОчень часто в достаточно крупных организациях и компаниях в конце отчётного года возникает необходимость проведения аудиторской проверки. Также эта процедура необходима при покупке или закрытии компании. Более того, нынешнее законодательство предусматривает для отдельных категорий субъектов хозяйственной деятельности проведение обязательного аудита хотя бы раз в три года.

Аудиторская проверка помогает определить реальное положение дел в любой организации и выявить все недочёты. Однако неправильный выбор аудитора не только не покажет общей картины, но и принесёт компании дополнительные убытки. Поэтому вопрос о выборе проверяющей компании так остро стоит перед большинством руководителей и бухгалтеров крупных предприятий.

Для того чтобы не прогадать с выбором аудиторской организации, руководителю, равно как и главному бухгалтеру любого предприятия, необходимо научиться разбираться в главных критериях, на основании которых предстоит подбирать проверяющих.

  1. Первое, на чём стоит основывать свой выбор – это безупречная деловая репутация аудиторской компании. Никогда нельзя подбирать компанию только лишь основываясь на «кричащей» рекламе в СМИ. Если компания работает не первый год на рынке, значит, у неё уже есть своя база клиентов, которые запросто могут дать соответствующие рекомендации. Достойная репутация и имидж, наличие постоянной клиентуры, положительные отзывы – вот основные критерии выбора аудитора.
  2. Второй немаловажный показатель при подборе аудиторской компании – её надёжность, квалифицированность и общий уровень профессионализма штата сотрудников. Аудитор должен в идеале владеть текущим законодательством, он должен быть в курсе всех нюансов относительно конкретного сегмента проверяемого им бизнеса (например, машиностроение, промышленность, транспорт и т.д.). Аудитор, который постоянно осуществляет проверки в одной конкретной сфере (например, розничная продажа парфюмерии), вряд ли сможет качественно оценить ситуацию на предприятии, которое, к примеру, занимается оптовой реализацией транспорта заграницу. Так что аудитор должен отлично разбираться в той сфере деятельности, которую ему предстоит проверять.
  3. Не стоит думать, что слишком высокая цена за услуги аудитора является главным показателем качественной проверки. И наоборот, не стоит думать, что раз аудиторская организация требует за свои услуги небольшую плату, значит, это негативно скажется на качестве предоставляемых услуг. Никогда не нужно гоняться за ценой, так как именно этот показатель может оказаться самым обманчивым. Обращать внимание надо на профессионализм и деловую репутацию персонала компании.
  4. Так же стоит обращать внимание на те услуги, которые аудиторская организация может оказать своим клиентам.
  5. Все аудиторы, которые работают в компании, обязательно должны иметь высшее образование и специальные квалификационные аттестаты. Они постоянно должны повышать уровень своего профессионализма.
  6. Так же очень важно заранее уточнить, какое количество персонала работает в аудиторской фирме и является ли для сотрудников это место работы основным. Дело в том, что в большинстве компаний из-за отсутствия квалифицированного персонала набираются сотрудники по совместительству, что, в итоге, приводит к существенному снижению качества проводимого аудита. Так что аудиторская компания обязательно должна иметь свой собственный персонал, а не наёмных работников с иных структур.
  7. Аудиторская организация должна будет предоставить своему клиенту страховой полис, который способен будет покрыть расходы клиента в случае нарушения аудитором условий сделки.
  8. Более того, аудиторская компания для того, чтобы оказывать свои услуги, обязательно должна иметь специальную лицензию на право проводить свои проверки. Более того, лицензия должна быть действующая, так очень часто по итогам проверок аудиторов лицензии отзываются, и, соответственно, компания не может оказывать услуги своим заказчикам.
  9. И вообще никогда не стоит нанимать тут компанию, которая только что попалась на глаза, даже если она устраивает руководителя по большинству параметров. Чтобы сделать грамотный выбор, необходимо составить список из нескольких аудиторов, которые могут претендовать на отклик руководителя. С представителями аудиторской фирмы нужно будет встречаться лично, чтобы обсудить все нюансы работы. Ведь личный контакт никогда не сможет заменить обычный телефонный звонок. Пообщавшись лично, всегда можно получить более чёткое представление, с кем в будущем придётся иметь дело. При этом, не стоит торопиться и сразу делать выводы. Процесс выбора аудитора достаточно длительный и щепетильный, ведь в итоге от работы профессионалов будет зависеть качество проводимого аудита.