Центральная должность в оргструктуре управления интеллектуальным капиталом (сокращенно ИК) крупных компаний — директор (или заместитель директора) по управлению ИК.

Основные требования к директору по управлению интеллектуальным капиталом

Учитывая объем функций и полномочий в системе управления ИК предприятия, можно сформулировать основные требования к директору по управлению ИК.

Директор должен знать:

  • значение интеллектуального капитала;
  • теоретические основы концепции механизма управления ИК предприятия;
  • цели, содержание, методы управления ИК;
  • принципы построения служб по управлению интеллектуальным капиталом, методы планирования их деятельности;
  • видовой состав типов интеллектуального капитала и критерии оценки эффективности их использования;
  • методы оценки эффективности управления ИК;
  • отраслевые особенности управления ИК; подразделений инфраструктуры организации, требования к результатам их деятельности;
  • нормативно-правовые основы воспроизводства и функционирования ИК;
  • системы и методы активизации творческого труда;
  • виды и способы коммуникаций в коллективе;
  • современные методы контроля и правовые основы хозяйственной, административной, финансовой, юридической деятельности в организации;
  • деловую этику.

Директор по управлению ИК предприятия должен уметь:

  • анализировать эффективность воспроизводства и использования ИК, выявлять проблемы и находить пути их эффективного решения;
  • разрабатывать нормативную документацию по управлению интеллектуальным капиталом: договоры, правила, положения об отделах, должностные инструкции;
  • выбирать оптимальные управленческие решения из нескольких вариантов;
  • внедрять и разрабатывать меры по повышению эффективности использования ИК, оптимизации его структуры;
  • формировать оргструктуру управления ИК предприятия;
  • планировать и организовывать контроль за проведением намеченных мероприятий, за соблюдением стандартов и параметров эффективности использования ИК;
  • выбирать результативный стиль руководства;
  • конструктивно разрешать и предупреждать конфликты в коллективе;
  • активизировать работников на эффективное выполнение ими своих обязанностей;
  • стимулировать профессиональный творческий развитие персонала;
  • внедрять методы, инструменты, технологии управления ИК;
  • организовывать групповую работу, учитывая принципы психологической совместимости и т.п.

Для неподготовленного читателя многие из перечисленных пунктов могут вызывать дополнительные вопросы. Как известно, в споре рождается истина. В данном случае истина может родиться не в споре, а в процессе обсуждения. Обговаривая вышеперечисленные приемы на бизнес-форуме, придет не только понимание, но и будут получены практические советы.